Ирина КОЛОБОВА
31.05.2014 г.
Завтра начнется лето. И начнется оно по многолетней традиции с праздника самых главных жителей планеты Земля – Дня защиты детей.
Не будем вдаваться в исторические подробности, спорить и искать причину, по которой день защиты детей отмечается именно 1 июня, – просто согласимся, что дата выбрана безукоризненно верно. Если для взрослых людей лето – это маленькая жизнь, то для маленьких – очень большая. Неслучайно возраст, взросление отсчитываются именно летами. Даже самый маленький карапуз ясельного возраста за мгновенно пролетающее лето растет гораздо быстрее и заметнее, чем за долгую зиму. Что уж говорить о подростках – за лето они меняются до неузнаваемости.
Июнь, июль, август – любимые каникулы! Есть ли в жизни что-нибудь равноценное этому незабываемому состоянию души? Все учебные проблемы и неприятности, выговоры и вызовы родителей в школу, двойки и неуды за поведение канут, как в Лету – мифическую реку забвения. Начнется беззаботная и развеселая жизнь. А чтобы жизнь была таковой для всех без исключения детей планеты, когда-то и учредили День защиты детей.
Этот веселый праздник был создан не только и не столько для развлечения. Основная его цель – напоминание взрослым о необходимости защищать права ребенка. Розовые очки, через которые мы иногда смотрим на жизнь детей, очень мешают. Они заставляют думать, что обездоленные и несчастные дети могут быть только в какой-нибудь далекой Африке, в странах третьего мира. Но, к сожалению, это самообман. Если в странах Африки и Азии дети страдают от голода, болезней и войн, то в благополучных Европе и Америке их перекармливают до ожирения и практически зомбируют избытком теле- и интернет-информации. Дети не могут высказать что-то в защиту своих прав, они не могут самостоятельно улучшать свою жизнь, многие даже не знают, что такое счастливая жизнь, что такое жить в нормальной семье, быть любимыми мамой и папой, ходить в детский сад или в школу, дружить с другими ребятами... Сняв розовые очки, мы сможем увидеть, что очень много таких детей живет не далеко за границей, а рядом с нами, на соседней улице, в соседней деревне, в соседнем доме. Обездоленные любовью, они нуждаются в нашей помощи. У них слишком редко бывает повод для улыбки, и их детство нельзя назвать счастливым. Даже самая маленькая толика заботы и внимания вызовет на их лицах редкую, но искреннюю и благодарную улыбку. Подарить нуждающимся детям повод для улыбки – значит сделать мир светлее, а детей счастливее.
Александра РАЗИНА, главный специалист отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав, знает множество способов, чтобы вызвать улыбку на лицах обездоленных детей. С ней – наша беседа в канун детского праздника.
Кто завидует Маугли
- Александра Александровна, я предполагаю, что наша беседа будет не из веселых. Может быть, не нужно портить людям праздничное настроение и вытаскивать на всеобщее обозрение изнаночную сторону жизни нашего общества?
- Я считаю, что 1 июня – это замечательный и действенный повод лишний раз напомнить взрослым об их непосредственных обязанностях относительно детей. Пусть дети празднуют, веселятся, радуются, а взрослые люди, даже если они не родители, должны всегда быть начеку. Отсутствие собственных детей не освобождает от этих обязанностей – чужих детей не бывает. Это не просто лозунг, это должно стать нормой жизни людей, иначе человеческое общество никогда не вылечится.
- Наше общество больно?
- Общество – это как человеческий организм, и у него есть свои болезни. Я по долгу своей службы вижу такое, от чего у неподготовленных и слабонервных людей мог бы случиться сердечный приступ. Я покажу вам фотоснимки, сделанные во время наших постоянных рейдов по неблагополучным семьям, и вы сами убедитесь, что общество нуждается в скорейшем и интенсивном лечении. Я понимаю, что, оберегая нервную систему читателей, вы не можете опубликовать все эти кадры, и мне в какой-то степени жаль – может быть, они помогли бы многим задуматься над самой главной проблемой человеческого общества. Я думаю, все, кто смотрел в детстве мультфильм про Маугли, немного завидовал герою – ведь он мог общаться с животными. Современные маугли тоже живут среди нас, только вот им не позавидуешь. Я даже не знаю, есть ли в природе животные, которые относятся к своим детям так, как опустившиеся и спившиеся люди.
К сожалению, жизнь развивается
- Планируя свои рейды, вы уже заранее знаете, какие семьи навестите, или бывают экстренные выезды?
- Всех своих подопечных мы, конечно, знаем и постоянно контролируем, но ведь жизнь на месте не стоит. Это, наверное, редкий случай, когда хочется сказать «к сожалению». К сожалению, эта зазеркальная жизнь тоже развивается, но к счастью, есть неравнодушные люди, которые помогают нам вовремя вскрывать новые злокачественные наросты. Из деревни Е. позвонили соседи и сообщили о семье алкоголиков с двумя дочками. Мы немедленно выехали по адресу, и увиденное вновь заставило вспомнить историю Маугли. Обстановку обрисовывать я не буду – потребуется слишком много времени, да и места в газете не хватит, а вот глаза пятилетних девчонок никогда не забудутся. Оказывается, их долгое время почти совсем не выпускали из дома – ни в школу, ни в детский сад, и по дороге в приют они не переставали удивляться и восхищаться всем, что видели вокруг – машиной, деревьями, нашей одеждой... Особенно им очень понравилась помада, и пришлось даже накрасить им губы, чтобы они попозировали перед камерой. У этой истории хорошее продолжение – мать прошла лечение от алкоголизма, и девочек ей отдали. Сейчас у них в доме порядок, все необходимое для воспитания детей есть. Теперь поводов для радости у девчонок больше, чем только деревья за окном и трезвые человеческие лица.
«Изгоняющая дьявола»
- Интересно, а как происходит процедура отправки детей в приют? Родители и дети безропотно соглашаются?
- Некоторые собственноручно пишут заявление в надежде избавиться от лишней обузы, но чаще приходится применять «тяжелую артиллерию» в виде работников полиции. Один папаша из деревни З., всю свою сознательную жизнь просидевший в тюрьме, мне так прямо и заявил: я, мол, тебя сейчас зарежу, и мне ничего за это не будет.
- Страшно бывает?
- Бывает, но жалость к ребятишкам и здоровая злость на их обидчиков перевешивает все остальные чувства. Для многих детей манка, залитая кипятком, – лучшее лакомство. Один раз действительно было страшновато. В одной из городских новостроек жила странная семья – мать с одиннадцатилетним сыном. Она продала квартиру в Нижнем Новгороде и купила здесь полдома. У мамаши довольно своеобразные методы воспитания. Прикрываясь религией, она колотила сына по голове деревянным крестом, «выколачивая чертей». В доме стояла клетка с дохлыми хомячками и были огромные кучи разнообразного мусора. А вот продуктов никаких не было. Зловоние в комнатах стояло такое, что дышать невозможно. Спасибо, соседи вовремя дали сигнал.
Встретили нас тогда далеко не по-божески – дверь была закрыта, и из-за нее раздавались угрозы применения суицида. Когда из-под двери пополз ядовитый угар газа, мы поняли, что угрозы были не напрасными. Пришлось взламывать. У мамаши был совершенно сумасшедший вид, а мальчик прятался под грудами тряпья. Когда мы вышли с ним на улицу, он бежал к машине впереди всей нашей комиссии. К счастью, у него нашлась бабушка, которая оформила опеку и теперь живет вместе с ним. Мамаша лечится в психиатрической клинике.
- Этот мальчик обрадовался вашему приходу, но мне кажется, что это единичный случай. В средствах массовой информации частенько показывают душераздирающие сцены изъятия «злыми тетками» несчастных детей у не менее несчастных родителей. Дети орут, кусаются, брыкаются, родители грозят всеми карами небесными, и впечатление складывается не в пользу представителей власти. Знакомы вам такие моменты?
- Еще как. Куда меня только не посылали и чего только не желали! Наверное, Бог все-таки есть, и он справедлив, раз ни одно проклятие в мой адрес еще не сбылось, иначе мы с вами сейчас не разговаривали бы. Дети в основном всегда сопротивляются, потому что они не знают другой жизни и, как все дети на свете, боятся оторваться от родителей. Однажды в деревне С. изымали двух пацанов. Они жили с матерью в крошечной комнатушке хуже сарая. Мамаша постоянно пила, мальчишки голодали, а зимой еще и мерзли в нетопленой каморке. Если бы мы в тот день не приехали к ним или чуть припозднились, то результат был бы плачевный. Мамаша с пьяных глаз решила затопить печь и так надымила, что даже мы чуть не задохнулись. А мальчишки жались друг к другу, закутавшись на полу в тряпье, и уже теряли сознание. Но когда мы усаживали их в машину, один так сопротивлялся, что вырвал у меня клок волос. А потом еще выяснилось, что оба больны педикулезом. Но иногда ситуация накаляется до предела, как это случилось в одной семеновской семье Р. Не выдержав постоянных пьянок, кровавых драк, голода и издевательств со стороны родителей и их собутыльников, старший сын сам обратился в полицию, чтобы спасти своих малолетних братиков. Здесь тоже продолжение неплохое – мамочка пролечилась, пока дети были в приюте, и даже на Новый год подарила им карнавальные костюмы.
Хэппи-эндов не жду
- Я заметила, что вы никогда не говорите «вылечилась», а только «пролечилась», и об окончании истории от вас не услышишь, речь идет лишь о продолжении. Это случайность, или в этом есть какой-то смысл?
- Безусловно, в этом есть смысл, и в нем заключается весь нелегкий и иногда неблагодарный труд по излечению общества от страшных социальных болезней. Опыт работы подсказывает мне, что говорить об окончании историй, а тем более об их счастливом окончании, нельзя. Не потому что сглазить боюсь, а потому что редко случаются хэппи-энды. В моей практике есть случаи, когда мне приходилось вытаскивать «из трясины» по пять поколений одной семьи. И все они, начиная с самого раннего детства, с тупым упрямством лезут и лезут в это гиблое болото. В семеновской семье Б. детей забирали в приют пять (!) раз, и пять раз родители пролечивались от алкоголизма. Если бы хоть раз они попытались вылечиться... Нет, все эти попытки они предпринимали только для того, чтобы им вернули детей. Это я к тому говорю, что у нас нет цели забрать из семьи как можно больше детей, Боже упаси! Мы делаем все возможное и невозможное, чтобы дети оставались с родителями. Но в подобных случаях лишения родительских прав не избежать.
Хирургия или терапия
- Ваша работа похожа на сизифов труд: только вы втащите камень в гору – он тут же скатывается назад. Может быть, эти социальные болезни неизлечимы, и стоит прекратить всяческие попытки с ними справиться? Или, может быть, пора воспользоваться хирургическим вмешательством, если не помогает терапия?
- К сожалению, законы в нашем гуманном обществе принимаем не мы, и пока они не ужесточились, мы будем бороться с болезнями, поскольку даже два удачных случая излечения из двухсот неудачных – маленький, но шаг к победе. И этот шаг говорит о том, что с повальным алкоголизмом и пьянством еще можно справиться. Но, как я уже говорила, жизнь на месте не стоит, развивается в самых разных направлениях, и на смену одной беде пришла другая – наркомания. Вот здесь дело обстоит хуже некуда. Если алкоголизм – трехголовое чудовище, с которым, постаравшись, можно справиться, то наркомания, боюсь, пока бессмертна.
В самом центре города живет молодая семья. Родителям едва за двадцать, но они уже имеют двоих детей. Ребятишки спят на полу, на тощем матрасе, ну а родители – «с удобствами», на старой продавленной кровати. Рядом с кроватью – пакет с какой-то трухой и невероятное количество окурков. Когда мы забираем детей из семей алкоголиков, то есть еще надежда на благополучный исход, а здесь такая безысходность наваливается и ужас от того, что я ничем не могу им помочь! Один мой знакомый врач рассказал, что однажды принимал участие в лечении молодого наркомана. Парня поместили в престижную клинику, где профессор делал операцию на мозге. Ему просверлили черепную коробку в определенных местах и, грубо говоря, прополоскали мозги, то есть стерли всю информацию, связанную с вредными привычками. Не помогло.
- Значит, все разговоры о своевременном лечении наркомании бесполезны?
- Умные врачи говорят, что лечить нужно не болезнь, а человека. В данном случае лечить нужно общество, а наркоманию необходимо искоренять.
- И как вы думаете, сколько времени на это понадобится и вообще возможно ли такое?
- Пока в наркомании будут заинтересованы совершенно здоровые и благополучные люди, результата не будет. Наша служба делает, может быть, не очень много в этом направлении, но все же хоть что-то делает. По крайней мере есть надежда, что дети наркоманов, вовремя изъятые из зараженной семьи, избегнут страшной участи. Это как раз тот случай, когда лучше детский дом.
Железный дровосек с человеческим сердцем
- У меня к вам чисто женский вопрос: как вам хватает терпения, выдержки, души, чтобы не ожесточиться, не стать «железным дровосеком», запрограммированным на исполнение служебных обязанностей?
- Оптимизм, наверное, помогает, да и сердце у меня есть, в отличие от железного дровосека. Оно не дает ожесточиться, болит, конечно, все время, но заставляет оставаться человеком. И вы знаете, дети ко мне тянутся. Даже если я слишком громко кричу и говорю нелицеприятные вещи, они стараются лишний раз прижаться ко мне. Внешность моя, наверное, располагает (смеется).
- Закончить нашу беседу хочется все-таки на более мажорной ноте. Завтра – праздник у всех детей, даже у тех, которые никогда не слышали о нем, потому что наступает лето. Что вы можете пожелать детям и взрослым, чтобы это лето запомнилось навсегда как самое счастливое?
- Дорогие взрослые, давайте хотя бы раз в год оглянемся вокруг, посмотрим, как живут наши дети. Не только те, которые в праздничный день танцуют на главной площади города, одетые в самые красивые наряды и опекаемые любящими родственниками, но и те, которые, возможно, робко стоят неподалеку и смотрят огромными глазами на странное, непонятное, сказочное зрелище. Они тоже наши, только заблудившиеся. Нужно вывести их на верную дорогу, а то так и останемся друг для друга инопланетянами. Не буду давать советов, как это сделать, – у каждого есть сердце, оно подскажет. И пусть День защиты ребенка – это не день рождения и не Новый год, но повод для вручения подарка все равно приятный. К тому же окончился учебный год, и началось настоящее лето! Подарите своим – нашим детям что-нибудь символическое, но интересное и желанное. Пусть у них останутся только хорошие воспоминания о самой лучшей поре жизни.
Фото Александра ЮРЬЕВА
и Александры РАЗИНОЙ