Юрий КОЛЮКИН
17.05.2014 г.
Юный лесной обитатель, вполне типичный для здешних мест, наделал немало шума в нашем провинциальном Семенове в минувшую среду.
Лось в городском пруду! – новость, разлетавшаяся с невероятной скоростью по Семенову, походила больше на розыгрыш, чем на правду. И впрямь, с какой такой стати это величавое животное полезет средь бела дня в пруд? Полюбоваться фонтаном, украшенным хохломским орнаментом, что ли? И вообще, что делать лосю в городе? Тем не менее это оказалось правдой – в среду около 11 часов утра лесной красавец угодил в любимый семеновцами пруд за Домом культуры.
Кстати, незадолго до этого наши девушки из рекламного отдела «СВ», который располагается на первом этаже, заметили странную каштановую тень, промелькнувшую мимо окон редакции, и даже успели испугаться необычного видения. Но вскоре успокоились – ведь чего только не встретишь в наше время, а после итогов нынешнего «Евровидения» вообще удивляться нечему.
Тем не менее лось в городском пруду – явление не совсем типичное, поэтому оно моментально собрало множество зрителей по периметру водного зеркала. Затворы фотокамер щелкали беспрестанно, и сквозь этот монотонный звук то и дело пробивались голоса сердобольных бабушек: «Да что ж вы, бессовестные, все фотографируйте! Бросайтесь в воду, спасайте животное!» Лось тем временем нарезал круги вплавь вокруг нашего роскошного фонтана.
- Хоть бы кто спасателям и позвонил! – гаркнула мне на ухо одна из таких жалостливых женщин, когда я в очередной раз «прицеливался» к лосю через видоискатель фотокамеры. Потом, повнимательнее всмотревшись в пейзаж на другом берегу, протянула: – Хотя, вон они стоят, спасатели, ждут чего-то… И чего ждут – когда лось вовсе утонет, что ли? Тоже мне, мэчээс…
- Я разве учу вас борщ варить? – отрезал начальник 28-го отряда ФПС В. А. Савин другой энергичной женщине, попытавшейся давать ценные советы по поводу спасения животного. – Вот и вы нас не учите. Лосю поможем, только уж вы нам не мешайте, ладно?
Прозвучало, может, и грубовато, но вполне резонно, поскольку к тому времени уже готовилась лодка и все прочее, необходимое для спасательной операции, а еще к месту лосиного заплыва спешил директор фирмы по отлову бродячих собак «Стрелец» Н. И. Кочетов, которому предстояло слегка усыпить лесного жителя, чтобы тот не сильно сопротивлялся при спасении.
- А что, у вас в Семенове часто лоси по улицам ходят? – неожиданно спросила меня молодая девушка – видимо, туристка из другого города.
- Да постоянно! – вдруг брякнул я и сам удивился такому своему ответу. Но поскольку слово – не лось, вылетит – не поймаешь, пришлось патриотично врать дальше: – В Америке вон в скверах белки скачут, а мы чем хуже? У нас лоси по паркам гуляют. А этому просто не повезло – споткнулся, упал в воду.
Девушка посмотрела на меня – жителя экологического Семенова – с нескрываемой завистью.
А действительно, каким образом лось попал в центр города? Как позднее просветили меня охотники, это животное примерно годовалого возраста только что рассталось со своей мамой, которая, разрешившись новым потомством, дала предыдущему наследнику путевку во взрослую жизнь. Так происходит в природе каждой весной, и многие парнокопытные несмышленыши, оказавшиеся вдруг без родительской опеки, бороздят неприкаянными «летучими голландцами» лесные просторы в поисках лучшей доли. Иногда выскакивают на дороги, появляются в населенных пунктах. Суровый закон выживания.
Этот же лось вышел около 9 часов утра из лесов возле деревни Деяново и почему-то направился в сторону автозаправочной станции. Люди пытались было переориентировать его обратно, так сказать, в естественный ареал обитания – в лес, но тот так и норовил держаться поближе к жилью. А как вышел в город с его бесконечными автомобильными потоками, с множеством людей, с шумом и гамом, так и растерялся. И – давай петлять с бешеной скоростью по городским улицам. Промчался мимо здания ГАИ, на ходу поприветствовал редакцию, потом его видели на улице Кирова, где животное наткнулось на забор. Может быть, там и ободрал лось спину – в районе лопатки у него кровоточила рваная рана, которую многие приняли за последствия посягательств охотников. Как оказался в пруду, доподлинно неизвестно – может, и сам потянулся к воде из-за ранения или жажды.
Операция по вызволению животного из водного плена длилась на удивление недолго – такое ощущение, что наши пожарные занимаются подобными делами чуть ли не каждый день. Одни спасатели ограничили плавательное пространство лосю веревкой, другие подплыли к нему на лодке и после выстрела капсулой с успокоительным (усыпительным?) препаратом ловко накинули петлю. Дальше – дело техники. Животного прижали к краю пруда и веревкой вытянули на берег. Собственно, лось и сам помогал – изрядно надоело ему, видно, купаться.
Как нам стало известно, после всей этой истории непрошенного гостя отвезли в ветеринарную лечебницу, обработали, зашили рану и отправили в охотхозяйство – на реабилитацию. Потом, через недельку, если дело пойдет на поправку, его должны отпустить в лес, на вольные хлеба. Только перед тем как попрощаться, ему нужно строго-настрого наказать, чтоб в город больше – ни копытом! Хотя он и сам наверняка уже понял, что городская жизнь для лосей не самая подходящая.
В среду в редакции то и дело раздавались звонки от сострадательных людей. Все интересовались, удалось ли спасти бедное животное.
- Как думаете, не съедят лося? – с участием спросил один позвонивший вечером мужчина.
- Не должны, – заявил я.
- И я так думаю, – уже увереннее сказал собеседник. И добавил: – Ведь мы с мужиками, грешным делом, даже выпили за лося (с ударением на о – авт.). Чтоб хорошо ему жилося.
Ну, теперь этому лосю точно жить долго и счастливо.
Фото автора