Елена РОМАНОВА
Фото из архива редакции
22.06.2024 г.
Этот праздник только кажется молодым: на всероссийском уровне его стали отмечать недавно, а вот в Нижегородской области – с 2013 года.
И именно наше областное Законодательное собрание инициировало выведение Дня народных художественных промыслов на всероссийский уровень. Мало кто помнит, но начало этому положил семёновский фестиваль «Золотая хохлома».
И вот снова, уже на нашем юбилейном двадцатом фестивале председатель Заксобрания Евгений Люлин говорит: «Я уверен, что это лучший фестиваль народных промыслов не только в нашей области, но и в России. И горд, что мы в далёкие, непростые времена поддержали идею семёновцев. Нужно помнить и чтить тех, кто всей душой переживал за сохранение народного достояния, стоял у истоков этого фестивального движения».
А действительно, кто стоял у истоков?
- Конечно, идея родилась на «Хохломской росписи», – говорит Николай Федорович Носков, председатель окружного Совета депутатов. – А, так сказать, идейным вдохновителем стал Андрей Александрович Веселов, возглавлявший в то время отдел внешнеэкономических связей фабрики. Помню, как он принес план по проведению первого хохломского праздника. Всё это было на грани фантастики: собрать мастеров разных народных промыслов, пригласить иностранных гостей, известных артистов… И это во времена безденежья, разрушения промышленности, неустойчивой экономики. Но, к счастью, этот грандиозный план поддержал руководитель «Хохломской росписи» Николай Васильевич Коротков, а затем и глава района Николай Анатольевич Краснов. И если первый фестиваль был довольно скромным, то теперь мы видим его поистине международный размах.
Валюта есть, а денег нет
Накануне праздника – Дня народных промыслов – мы встретились с главными «двигателями» – можно сказать, праотцами фестиваля «Золотая хохлома». Их воспоминания весьма интересны.
Николай Васильевич Коротков отдал предприятию «Хохломская роспись» почти половину своей жизни. Начал трудовой путь с простого мастера, а уже в 1989 году был избран директором фабрики и занимал эту должность до марта 2010-го, пережив вместе с работниками самые сложные времена в жизни не только «Хохломы», но и страны в целом. Именно ему вместе с командой единомышленников удалось сохранить рабочие места, зарплату людям, а сам промысел поднять до международного уровня. И в полной мере этому способствовал фестиваль народных художественных промыслов «Золотая хохлома».
Ему выпала доля принять некогда одно из градообразующих предприятий города в самое сложное время. До промыслов ли стране было, если вся экономика летела в пропасть. Но подвести своего предшественника Семена Андреевича Демидова, своих земляков-мастеров он просто не имел права.
- Да, проблем было много, – вспоминает Николай Васильевич. – Как и везде, основная – чем платить зарплату? Но нам всё-таки удавалось выдавать её деньгами, а вот премии давали продукцией, что, естественно, устраивало не всех.
Интересно, что к этому времени на предприятии скопилась изрядная сумма валюты, потому что хохломские изделия пользовались большим спросом за границей, их даже продавали в магазинах «Берёзка». Но эти средства были заморожены. Тогда директор поехал в Москву, добился встречи с министром финансов.
- Удалось договориться о реализации валютных резервов, таким образом мы смогли рассчитаться с долгами и выдать зарплату, – продолжает он. – Но это была разовая мера. Необходимо было что-то придумывать, чтобы интерес к промыслу и предприятию не угасал. Тогда мы нашли исторические материалы, подтверждающие, что хохломскому промыслу в 1991 году исполняется 300 лет. Это было отличным поводом для празднования, и мы его не упустили. Геннадий Максимович Ходырев, секретарь областного обкома партии, идею поддержал, в Москве тоже одобрили, и семёновцы стали готовиться к празднику. Подарки для наиболее отличившихся работников, приезд артистов, в числе которых был Валерий Золотухин с друзьями, сценарий торжественной части в ДК, высокие гости из столицы и Нижнего Новгорода… Было тяжело, но так всегда в новом деле.
И снова начались исторические «раскопки». Так родилась идея празднования тысячелетия ложки. Оказывается, о ней упоминалось еще в Лаврентьевской летописи, а на левом берегу Волги при раскопках были найдены шесть деревянных ложек, некоторые были даже расписаны. При поддержке тогдашнего губернатора Ивана Склярова началась подготовка к торжеству. Московский композитор Дмитрий Кокарев написал аж пять песен о Семёнове. Они до сих пор исполняются нашими артистами. В рамках празднования этого события на территории фабрики открыли памятник Семёну-ложкарю, а экспозиционный отдел предприятия выезжал на выставки. У промысла и людей, с ним связанных, словно открылось второе дыхание.
Первый пошёл!
И вот наконец в 2004 году Семенов встречал гостей на первом фестивале народных художественных промыслов «Золотая хохлома». Концепцию фестиваля разработал Андрей Александрович Веселов, а готовила его целая команда неравнодушных людей во главе с Николаем Васильевичем. Все прошло на уровне, и появилась надежда, что фестиваль станет традиционным. Так оно и произошло. Год от года фестивальное движение набирало обороты, появились традиции, среди которых обязательным стало создание оригинальных хохломских символов каждого фестиваля, ярмарка товаров, экскурсии и мастер-классы.
Николай Васильевич добился того, что сочетание «столица золотой хохломы» стало не просто метафорой, а запатентованным брендом.
- За границей, например, не все знают город Нижний Новгород, но при словах «Семёнов», «хохлома» иностранцы понимающе кивают головой, – рассказывает он. – Так в те непростые времена фабрика получала субсидии и сохраняла льготы по налогообложению. Но потом, к сожалению, эти льготы были отменены.
Несмотря на то, что Николай Васильевич на заслуженном отдыхе, душа его все равно болит за родное предприятие. К известию о передаче его в областное управления он отнесся положительно.
- Я думаю, фабрика от этого только выиграет, – считает Николай Васильевич, – улучшится отношение к промыслу, сохранятся рабочие места и увеличатся зарплаты. Наше предприятие уникально. Это жемчужина, которую нужно бережно хранить. Но это не говорит о том, что надо бояться экспериментов. Если все делать со вкусом и в меру, думаю, промысел от этого только выиграет.
Пророчества сбываются
Удивительным провидцем оказался Андрей Веселов. С удивлением перечитываю его «Размышления о фестивале», написанные и опубликованные в нашей газете почти двадцать лет назад. Вот что он, тогда директор по маркетингу «Хохломской росписи», писал: «Закончился второй фестиваль «Золотая хохлома». Почти всё задуманное реализовано, было немало интересных моментов, не случилось серьезных проколов, а чувства удовлетворённости нет. Почему? Вспоминается последний день фестиваля – «Хохломская карусель». Приехали детские коллективы из многих регионов. С огромным желанием выкладывались они на сцене, но вот местных жителей-зрителей по пальцам можно было пересчитать. Так хватит ли детского энтузиазма ещё раз приехать за многие километры, чтобы выступить перед полупустой площадью? Или другая проблема: вот множество мастеров, они готовы делиться секретами своего дела, но ведь, чтобы мастер приехал к нам ещё раз, необходимо, чтобы его товар покупали. Но кто купит, если народу не густо? К сожалению, у нас нет понимания того, что этот праздник может функционировать, если мы, семёновцы, будем поддерживать его и своим участием и немного материально».
«Как представляется, фестиваль «Золотая хохлома» мог бы стать тем звеном, взявшись за которое мы могли бы вытащить себя из многих проблем. Какова логика фестиваля? Во всем мире туризм становится все более доходным бизнесом, растет и развивается такое его направление как культурно-познавательный туризм. А туристы везут с собой деньги, тратят их, а, значит, способствуют созданию новых и сохранению старых рабочих мест. Развиваются объекты инфраструктуры. Кстати, именно под фестиваль область второй год подряд на зависть многим районам выделяет нам значительные финансовые средства. Именно благодаря фестивалю асфальтируются сейчас наши улицы. Каждый маленький городок пытается привлечь к себе внимание: кто-то праздником огурца, кто-то музеем мыши. Нам в этом плане повезло: у нас есть раскрученный бренд – хохлома. Говоря языком маркетологов, уже произошло определенное позиционирование нашего городка. Ещё в советские времена Семёнов называли столицей золотой хохломы и большинство проверяющих из Нижегородского кремля считали своим долгом побывать на объединении Ордена Знак Почета «Хохломская роспись»».
Кстати, Андрей Александрович пришел на «Хохломскую роспись» тогда же, когда она переживала сложные времена. Он закончил Нижегородский институт иностранных языков, получил профессию переводчика-референта, два года отслужил в Германии офицером-переводчиком. Вернувшись в родной город, работал в райкоме комсомола, райкоме партии, параллельно учился в аспирантуре и писал кандидатскую диссертацию. Потом поступил в Академию общественных наук и на два года уехал в Германию, где и защитил диссертацию, получив степень кандидата философских наук. И вот – снова родной Семёнов.
- Были опасения, что фабрика может совсем закрыться, как это происходило со многими предприятиями, что бесценный промысел мы потеряем, а Семёнов превратится в захолустный городок, – вспоминает он.
Вот тогда и появляется концепция фестиваля, с которой он идет к Николаю Васильевичу Короткову. Идею сразу же поддержало все руководство фабрики, в том числе Николай Федорович Носков, работавший главным инженером. Кстати, став руководителем района, он ещё более активно поддерживал фестиваль – это было важно и для сохранения промысла, и для развития района. В области как раз начал развиваться туризм, а хохлома на самом деле была одним из готовых брендов. Сказать, что было трудно – ничего не сказать, сложности возникали, страшно было встречать иностранцев, но оно того стоило. Постепенно складывались фестивальные традиции, одна из которых – символ фестиваля, ну а главная, конечно, – ярмарка мастеров народных промыслов.
- Нас очень поддержали работники культуры, – вспоминает Андрей Александрович. – Надежда Алексеевна Ляшкова, тогда возглавлявшая отдел культуры, возможно, одна из первых почувствовала потенциал фестиваля. А в его концепцию было ещё заложено проведение не только мастер-классов и экскурсий по предприятию – «Хохлома» может стать и образовательным центром, на базе которого можно проводить семинары и конференции.
Фестиваль действительно стал знаковым событием для округа. Листая страницы истории, вспоминаешь, что к его началу старались приурочить открытие крупных объектов – таких как музей «Золотая хохлома» или ФОК.
Уже не фантастика
И вот что ещё писал Андрей Веселов в начале фестивального движения: «Пока нам не дано знать, как скоро и каким образом «Золотая хохлома» сможет изменить нашу жизнь. Но можно сказать с уверенностью, что положительные изменения произойдут, если мы с вами этого захотим. И надо для этого немного. Просто надо понять, что это НАШ шанс сделать НАШУ жизнь лучше. Надо помнить, что в дни фестиваля мы принимаем гостей, а раз так, то надо каждому привести в порядок внешний вид своего дома, хотя бы подмести перед ним и скосить бурьян. Пока внешний вид наших улиц удручает, и нельзя всю вину перекладывать только на чиновников. Стать активным соучастником фестиваля – значит дать ему шанс стать действительно всероссийским и традиционным и, главное, успешным. Успешным для всех».
И вот уже проведен двадцатый фестиваль – значительное событие в жизни «уездного» города Семёнова, каким он был до этого. Сейчас наш город – признанная столица золотой хохломы, побывать в нем хотят туристы не только из России, но и из-за границы. И город преобразился до неузнаваемости. Всё, как и предсказывал в своих размышлениях Андрей Александрович.
- Думается, семёновцы должны гордиться тем, что живут в таком удивительном месте, – говорит он в заключение. – Самое главное, чтобы именно хохлома была в центре нашего фестиваля, иначе он потеряет свою уникальность. Ну, и каждый из нас может поддержать мастеров, покупая их уникальные изделия, тем самым, мы сообща будем сохранять промыслы, а наш город – цвести и развиваться.