Ирина КОЛОБОВА
16.12.2023 г.
14-летняя ученица престижной гимназии Брянска пришла на урок с отцовским дробовиком и расстреляла одноклассников, после чего покончила с собой. Кроме неё погибла ещё одна девочка. Это первый в истории России случай, когда стрельбу в школе устроила девочка, и он привёл к человеческим жертвам.
Что заставило школьницу взяться за ружьё, сейчас выясняет следствие, а люди во всех уголках страны высказывают свои мнения по этому поводу.
- Дети всегда были лакмусовой бумажкой, определяющей состояние общества, – считает детский психолог Юлианна Круглова, – и начинать следует с первой и главной его ячейки, с семьи. Тут уж зеркальность поведения детей заметна не только психологам, а и всем без исключения. Я ни в коем случае не хочу делать однозначные выводы из этой трагедии, обвинять или оправдывать. Только повторюсь, что родители играют главную роль в жизни своих детей, в их поведении, в их мировоззрении. С педагогов ответственность тоже ни в коем случае не снимается. Все взрослые по определению обязаны воспитывать детей – будь то школьный учитель, сосед, незнакомый прохожий, да та же уборщица в школе не могла не заметить, что девочка, которую она видит каждый день, сегодня выглядит необычно. Она опоздала, в руках у неё, кроме рюкзака и мешка со сменкой, ещё и тубус. Но, увы, все мы понимаем, что человеческий фактор играет не- последнюю роль в любом преступлении. Кому придёт в голову, что отличница идёт убивать своих одноклассников? А вот в этом и кроется самое страшное – мы мало уделяем внимания детям. Родителям некогда, учителям тем более, а дети страдают от недостатка внимания взрослых и часто от переизбытка негативного внимания одноклассников. Обидели ребёнка в школе, а он не может пожаловаться родителям, потому что боится, что его не поймут или даже не выслушают. Ребёнку хватит одного раза, чтобы сделать вывод: родителям не до него, у них свои взрослые проблемы, а его обиды – для них ерунда.
Трагедия жуткая, комментировать её и делать выводы не то что сложно – невозможно.
Первая мысль, которая приходит в голову каждому родителю: «А вдруг и с моим ребёнком случится что-то подобное?» Мне самой как матери откровенно страшно. Совет здесь только один – давайте прислушиваться и присматриваться к нашим детям. Они ещё не научились лукавить, как взрослые, скрывать свои истинные чувства. У них всё на виду, всё в глазах. Надо только захотеть увидеть это и помочь.
- Я в шоке от этой трагедии, – говорит Марина Рябинина, мама двоих детей-школьников. – До чего довели девчонку, затравили. Тут не родителей надо обвинять и наказывать, а тех малолетних дикарей, которые ей прохода не давали. Не каждый может постоять за себя, не у всех психика крепкая. Мы в школе тоже и ругались, и дрались, и даже девочки. А сейчас и драк не нужно, достаточно довести человека до истерики, а потом всё в Сеть выложить, чтобы весь мир полюбовался. Такого детская психика выдержать не может. Вот до каких высот дошёл прогресс, даже сил не нужно прикладывать, чтобы довести человека до отчаяния. Похоже, у этой девочки нервы не выдержали, она ведь, наверное, заранее знала, что и сама погибнет. В голове не укладывается, как такое может придти в голову ребёнку.
- В этой трагедии обвиняют и родителей, и учителей, и охранников, – говорит Максим Соловьёв, отец школьника. – Я согласен, виноваты все. Мы, взрослые, сами довели нашу действительность до такого состояния, что детская преступность с каждым годом только растёт. И не воровство, а настоящие убийства. И не надо говорить, что металлоискатель в школе не работал, что охранники не слишком профессиональные. Можно напичкать школу сверхэлектроникой, но если человек задумал преступление, он его совершит. А вот что сделать, чтобы не задумывал? Я лично не знаю на него ответа, потому что со своей родительской стороны вроде бы делаю всё, а вот в школьном воспитании я не всегда уверен. И почему-то мне кажется, что делать табуретки на уроках труда лучше, чем собирать автомат и упражняться с ним на стрельбищах.
- Мне как педагогу и маме от этой трагедии страшно вдвойне, – признаётся Наталья Николаевна, – я несу ответственность за своих двоих детей и ещё за двадцать три. Дети меняются с каждым выпуском, да что говорить, даже собственные, с разницей в возрасте семь лет – это небо и земля. Конфликты в школе были всегда, мы разбирали их на классных собраниях, рассуждали, делали выводы. Боялась, конечно, что сейчас выйдут драчуны из класса и снова устроят потасовку. Но их видно было, этих хулиганов, и была возможность что-то предотвратить. Сейчас, честное слово, трудно определить психическое состояние учеников – они в основном все в себе, в своих гаджетах, в своих мыслях. Да если откровенно, нет у современного учителя времени вникать в тонкости психики. Я понимаю, что это не оправдание, и учитель должен оставаться учителем при любых обстоятельствах. Но как мне ни стыдно в этом признаваться, современная система лишает нас возможности оставаться настоящим учителем, мы сейчас всё чаще банально оказываем услуги.