01.03.2023 г.
«Когда на улице ненастье и неохота выходить, то чашка кофе – просто счастье. И это счастье можно пить». Это строчки из стихотворения поэтессы Татьяны Симоны, которые, мне кажется, можно запросто перефразировать, заменив «кофе» на «чай».
О том, что чай, а особенно иван-чай – это тоже счастье, я лишний раз убедилась, побывав прошлым летом в гостях у Марии Ивановны СОЛОНИЦЫНОЙ в деревне Жужелке.
Деревня эта совсем небольшая, постоянных жителей не насчитаешь и десятка, остальные дачники. Располагается деревенька в каких-то трёх километрах от Семёнова. Раньше здесь жили в основном старообрядцы, к которым причисляет себя и наша сегодняшняя героиня.
Подойдя к крылечку дома Марии Ивановны, я сразу же обратила внимание на пучок трав, висевший у окна. Зашла в сени и тоже увидела пучки сушёных трав, развешенные повсюду. Для чего это было сделано?
Ответ оказался любопытным. Мария Ивановна рассказала, что так поступали все её предки. Трава эта – полынь. Именно полынь, как считалось, обладает рядом магических способностей. Полынь защищает, исцеляет, привлекает удачу и помощь высших сил. Это мощная энергетическая защита от нечистых духов. Уже от одного только запаха демоны разбегаются в разные стороны! Благодаря волшебным свойствам этой травы человек обретает гармонию в душе и становится ближе к природе.
То, что старообрядцы невероятно чистоплотны в быту, мы убедились сразу. Было видно, что дом убирают регулярно и добросовестно.
- Дом этот построил ещё мой дед, – начала свой рассказ хозяйка. – Раньше избу несколько раз в день убирали. Регулярно печь подбеливали, а каждую субботу деревянные полы, лавки, полки скребли вениками, ножами, оттирали песком. Сейчас, конечно, уже сил и здоровья поубавилось, но всё равно чистота важна и нужна во всём.
Живёт бабушка довольно скромно. Зимой она занимает одну комнату, хотя дом достаточно просторен. Это делается для экономии дров.
Всё в этом деревенском доме нам казалось необычным. Деревянный стол у окна, массивный, старинный, видно, тоже имел свою историю. На обеденном столе, покрытом тканой скатертью, стоял заварной фарфоровый чайник с длинным носиком. Было видно, что гостей ждали. Мария Ивановна достала чашки и стала разливать напиток, о котором мы и пришли у неё разузнать – иван-чай.
- Своей чашкой я ни с кем не делюсь, так как и моя мама, и бабушка были «чашечницами»: имели посуду, из которой никто, кроме них, не ел и не пил.
Хозяйка нам рассказала, что такого чаепития, как сейчас, раньше не было, как не было и такого разнообразия чая.
Питие чая – это целая церемония. Заваривая ароматный чай, надо помнить, что за чашечкой чая следует говорить только о хорошем, зло-обиды не вспоминать. Нельзя торопиться в этом деле, нужно позволить себе отвлечься от суеты, подумать о себе, можно помечтать о чём-то, наслаждаясь напитком.
- Наши прадеды считали, что вода обладает способностью запоминать и впитывать наше настроение, а потом, попадая внутрь, отдавать организму то, чем напитана, – разъясняет нам действие целительного напитка Мария Ивановна.
Да, тёплыми бывают не только одеяло, шаль, варежки… Тёплыми бывают взгляды, беседы, объятия, письма, люди… Они дают нам прилив сил.
- Травы у нас в деревне всегда использовали: кто для настоек, кто для лечения болезней – ведь лекарства-то дорогие были, да и в город за ними идти надо было, а тут своё и под рукой, – поясняет Мария Ивановна. – Чай в русской семье всегда хранила женщина-хозяйка, – продолжает свой рассказ Мария Ивановна. – У моей мамы была специальная жестяная банка для чая, в которой хранился сбор чая для гостей. Раньше не стыдно было и в подарок принести хороший чайный сбор.
Заваривала чай и разливала его по чашкам тоже хозяйка. Стол к чаепитию всегда накрывали скатертью – она обязательно была наготове. Под чашки с блюдцами выкладывались специальные салфетки. Сейчас уж и нет таких, и у меня они не сохранились.
А вечером за самоваром собиралась вся большая семья. Чаепития сопровождались не только застольными разговорами, но иногда и песнями. Весело было, все могли поделиться новостями, обсудить, как день прошёл, и запланировать что-то на завтрашний день.
Как же собирали иван-чай, он же кипрей? Мария Ивановна ответила, что раньше обычно отец ходил на заготовку сырья.
- Помню, как он вставал чуть свет, с первыми петухами, брал с собой большую корзину. Сбор чая был в определённое время, когда цветёт растение, в июле, после праздника Иван-цветник или Иванов день – так мы его называли. В это время цветочная кисть распускается примерно наполовину. Сбор листа не вредит растению, если делать это аккуратно и не повреждать стебель. Иван-чай – прекрасный медонос, много мёда пчелы берут с него. В сухую, ясную и солнечную погоду, утром, когда на растениях уже нет росы, отец отправлялся на поляну, где растёт иван-чай. Обрывал листочки растения так: одной рукой надо держать растение за макушку, а другой проводить по стволику сверху вниз, при этом листья останутся в руке. Листья отец собирал только крепкие, зелёные, сочные. Потом приносил домой, и мама рассыпала их на ровной поверхности слоем не толще 5 сантиметров. Оставляла на несколько суток в тёмном чулане, чтобы они стали мягкими. Несколько раз в день переворачивала листочки, чтобы не высохли. Ну а уж потом и мы, дети, на подмогу шли: листья надо хорошенько помять, чтобы появился сок. Именно сок по истечении времени начинает бродить. Чем дольше будет происходить ферментация иван-чая, тем более насыщенный цвет он даст при заваривании. Потом листья нарезали небольшими фрагментами и складывали в чистую деревянную кадку. Её только для чая использовали, иначе посторонние запахи могли испортить чай. Затем приминали содержимое кадки крышкой, убирали в тёплое место – на печь – на несколько суток.
- Через два дня запах появлялся приятный – чайный, медовый, – продолжает свой рассказ Мария Ивановна, – и отправляли листья на противнях в несильно протопленную печь для равномерной просушки. Сырьё периодически перемешивали. Ну вот, чай и готов был. Оставалось его рассыпать по баночкам или в тканевые мешочки. Хранили на печи. Там сухо, и он не портился.
- При заваривании в чай добавляли мелиссу, высушенные ягоды брусники, клюквы, смородины. В своё время отец ездил в Горький, на ярмарке продавал его. Хорошие деньги за это давали, и всегда мы ждали его с подарками.
Рассказ бабушки был удивителен! Вот так, буквально в нескольких километрах от города, существует иная жизнь. Жизнь, непохожая на нашу, размеренная, неторопливая, непосредственная и простая.
Мария Ивановна, к сожалению, покинула этот мир в октябре прошлого года, на 86-м году. Она никогда не жаловалась на своё здоровье и в памяти своих родственников останется хозяюшкой, которая могла создать за столом неповторимую атмосферу тепла и уюта.
Если вам захочется побаловать себя и своих родных вкусным и ароматным напитком, пожалуйста, вспомните мой рассказ. Можно открыть свой индивидуальный рецепт чая, создав его на основе трав нашей местности. Ваши близкие это оценят.
Помните строчки о кофе, с которого я начала рассказ? А знаете, как заканчивается это стихотворение? «И вы, вкусивши горечь эту, произнесёте невзначай: «Оставим страсти для поэтов. А я предпочитаю чай…» Так что права была наша бабушка во всём.
Анна БЫСТРОВА,
юнкор «СВ», учащаяся 8 класса школы №2