22.06.2022 г.

Наступает время выпускных вечеров. Одновременно радостное и грустное, когда вчерашние одиннадцатиклассники вступают во взрослую жизнь. В этой статье мне хочется рассказать о советской школе 50-х годов прошлого века и конкретно – о своей любимой школе №6, которой в этом году исполнилось бы 70 лет.

В 1951 году на весь наш город была единственная средняя школа – №1, которую тогда возглавлял Константин Александрович Фуфаев. Она состояла из одноэтажного капитального корпуса, а также филиала на улице Свердлова («розовая» школа) и большого деревянного здания, выходившего на улицу Пионерскую. Кроме первой средней, в Семёнове были две семилетние – №2 (директор Иван Васильевич Рыбин) и №3 (возле рынка), две начальные: №4 (директор Людмила Алексеевна Кленкова) и №5 – в Пурехе.
После войны город разрастался, появился новый микрорайон, который так и назвали – Новая стройка. Городу срочно требовалась ещё одна средняя школа. Наш 5«а» тогда занимался в деревянном доме на Пионерской. В здании были две классные комнаты и кабинет директора. За стеной от нас учились десятиклассники – выпускники 1951-52 учебного года. Это, между прочим, был выпуск замечательных футболистов команды «Искра». В памяти остались имена Тимофея Гусева, Анатолия Громова, Фуфаева (младшего). «Искра» в то время на равных сражалась с городской командой «Спартак», запросто побеждала команды Ильино-Заборского и Ковернино, которые приезжали играть на наш стадион «Спартак» (он соседствовал с чугунно-литейным заводом и железнодорожной насыпью).

В 1951 году руководство района (первым секретарём райкома ВКП(б) был тов. Жиганов) и горсовет приняли мудрое решение из начальной школы №4 сделать среднюю школу, поскольку денег на строительство нового здания в бюджете просто не было – всего шесть лет назад закончилась война. Четвёртая школа состояла из основного двухэтажного кирпичного здания и большой деревянной постройки с четырьмя классными комнатами. Между этими корпусами была пустота шириной 6-7 метров. Эту пустоту и застроили: на первом этаже появился спортзал, а на втором – ещё две классные комнаты. Однако строители сроки не выдерживали, и наш теперь уже 6«а» класс полмесяца учился в школе №1. Затем в один из прекрасных дней наша классная руководительница Валентина Михайловна Егорова построила нас в отряд, и мы дружно зашагали по улице Красноармейской к… моей родной четвёртой школе, которую я окончил год назад. Здесь, в этой школе, и прошла моя вторая учебная пятилетка, отсюда в 1957-м, получив из рук директора Филиппа Александровича Александрова аттестат зрелости, я шагнул во взрослую жизнь.

Как шло распределение учителей, трудно ответить. Если взять за основу место жительства, то шестая школа была действительно ближе к дому моей классной руководительницы Нины Александровны Зуйковой, а вот супругам Комаровым – Марине Алексеевне и Вячеславу Александровичу, а также Александре Дмитриевне Ефимовой приходилось идти ощутимо дальше, чем до первой школы. А вот как шло разделение классов, всё было ясно. Все самые сильные классы К. А. Фуфаев оставлял у себя, а те, что послабее в плане успеваемости, без жалости отдавал новой школе №6.

В моём архиве хранится номер «Семёновского вестника» за 12 августа 2004 года со статьёй талантливого семёновского журналиста (к сожалению, ныне покойного) Владимира Коопа «Они прошли по жизни не сгибаясь». В материале приводится пример с 10«а» классом школы №1 выпуска 1954 года: из 28 учащихся 6 человек окончили школу с медалями, большинство остальных могли похвалиться преимущественными пятёрками, и лишь у двоих в аттестатах проскользнули редкие троечки. Вот такой сильный состав обучался в первой школе в пятидесятых. Правда, через несколько лет такого обильного медального звездопада уже не будет. В год, когда выпускался наш класс, в школе №1, по моим сведениям, был только один медалист – Юрий Крысов, и у нас из четырёх выпускных классов – только Станислав Галкин, будущий студент МГУ, а потом – преподаватель журфака, зам. декана факультета. К сожалению, и его уже нет с нами – он умер в апреле 2021-го, и сейчас его тело покоится на Дьяковском кладбище.

Однако вернёмся в пятидесятые. Итак, среди «плохих» классов, отданных шестой школе, оказался и наш 6-й. Более половины моих одноклассников жили без отцов – они погибли на фронтах Великой Отечественной. Матери с утра до ночи работали, чтобы одеть и накормить своих детей, а те были целиком предоставлены улице. В общем, понимаете, что поведение в нашем классе было далеко до примерного. Дело дошло до того, что учителя отказывались преподавать нашим балбесам – ещё в пятом. Помнится, родительский комитет школы №1 постановил в помощь учителям ввести дежурство родителей, которые иногда не совсем педагогично вынуждены были устанавливать дисциплину.
Наша же шестая школа осталась без 10-х классов – они остались в первой, поэтому в первый учебный год – 1952-53 – выпускников не было вовсе. Первый выпуск состоялся в 1954 году. Знаменитость этого выпуска – Володя Шаров, который в начале 1960-х годов работал первым секретарём райкома комсомола.
Советская школа не только обучала, давала знания детям, но и активно проводила воспитательную работу. Школьников 9-14 лет воспитывала пионерская организация. В каждом учебном заведении была пионерская дружина, которой руководил старший пионервожатый. Каждый класс представлял собой пионерский отряд, состоявший из звеньев. Руководство имело свои отличительные знаки: звеньевой на левом рукаве носил одну красную нашивку, председатель совета отряда – две, член совета дружины – три. Каждому пионерскому отряду полагался пионервожатый (обычно из числа старшеклассников). Нашей пионервожатой была Валя Пушкина – выпускница 1955 года.

С 14 лет воспитание школьников было поручено комсомолу – Всесоюзному Ленинскому коммунистическому союзу молодёжи. Лично я в комсомол вступил только в 10-м классе, рекомендацию мне дали мои одноклассники Галя Гусева и Лёва Кленков. Обычно члены комитета комсомола во время торжественного приёма сидели в президиуме, собрание вёл секретарь комитета комсомола школы. Вступавшим обычно задавали шаблонные вопросы, касающиеся устава и программы комсомола, истории орденов организации, внешней и внутренней политики партии. Лично меня эти вопросы миновали – секретарь комитета комсомола школы спросил меня, как выступили наши конькобежцы на VII зимних Олимпийских играх в Италии. Этот вопрос не был для меня сложным – в то время Всесоюзное радио голосом Вадима Синявского вело регулярные репортажи с Олимпиады, и ещё я любил читать газету «Советский спорт». Поэтому я дал исчерпывающий ответ про победы на различных дистанциях наших Евгения Гришина, Бориса Шилкова, Юрия Михайлова, Олега Гончаренко…
Комсомольский билет нам вручали в райкоме комсомола 23 февраля 1957 года – тогда этот день был рабочим. Я получил заветный документ из рук первого секретаря РК ВЛКСМ Владимира Грищенко.
Нашими настоящими кумирами, с которых мы хотели брать пример, были Зоя Космодемьянская и Лиза Чайкина, Александр Матросов, Олег Кошевой и тысячи других молодых героев-комсомольцев, которые положили свои жизни в годы войны за наше мирное будущее.

Советское государство в те годы очень поощряло художественную самодеятельность. По этой части в нашем городе можно выделить трёх деятелей-подвижников. В нашей школе это был Валентин Михайлович Осминкин, в школе №1 – Геннадий Иванович Щеколдин, в техникуме – Василий Алексеевич Крохин.
Каждый год в начале марта в районном Доме культуры проходил смотр художественной самодеятельности учебных заведений, предприятий, сельских клубов. Помню, что председателем жюри этого грандиозного конкурса был директор Дома культуры товарищ Ленков. О масштабах этого мероприятия говорит хотя бы тот факт, что отчётный концерт нашей школы длился 4-5 часов и зачастую заканчивался далеко за полночь.

В шестидесятые годы, когда я учился в университете имени Н. И. Лобачевского, мы часто встречались с моей бывшей вожатой Валентиной Пушкиной – она тогда училась в мединституте. Прогуливаясь по широким коридорам Ленинской библиотеки, мы ностальгически вспоминали нашу школу, наши классы. В её 10«а» выпуска 1955 года учились будущий заслуженный тренер Советского Союза Борис Павлович Мартынов, поэт Альберт Потехин, музыкант Николай Успенский, а в параллельном – золотой медалист, будущий создатель ядерного щита на Урале Савелий Красильников. Из нашего класса вышел талантливый литератор Анатолий Гордеев, который занял второе место на Всесоюзном конкурсе молодых поэтов «Твоя звезда», проводимом газетой «Комсомольская правда».

Из нашего 10«а» никто не стал видным учёным, крупным политиком, удачливым бизнесменом… К сожалению, мало кто сегодня остался в живых. Но мы достойно прожили свои годы, много и честно трудились на благо нашей Родины, и нас не в чем упрекнуть доморощенным либералам, которые презрительно называют наше поколение «совком». А в том, что мы состоялись как личности, огромная заслуга дорогих и любимых учителей и советской системы образования.

Владимир ЗАПЕВАЛОВ,
заслуженный учитель России


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   
   

   

   
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
   

Мы в соцсетях

Комментарии  

   
© «Семёновский вестник» 2013-2019
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel