Печать
Категория: Uncategorised
Просмотров: 6425

15.08.2020 г.

Прочёл недавнюю статью в газете «О войне, труде и буднях», где говорилось о военнопленных немцах. Сразу вспомнилось детство.

Было это в 50-х годах прошлого столетия. Нам, тогдашним пацанам, ребята постарше рассказывали, что на станции Осинки в военные годы в лесах содержались военнопленные немцы, которых водили на работу на станцию. Тогда-то мы и решили отыскать то место в лесу. Уйдя по просеке на два-три километра и побродив, мы устали и, естественно, не нашли никаких признаков их местонахождения.
Но вот в 2016 году проходило празднование 90-летия станции Осинки. Был смонтирован короткометражный фильм с воспоминаниями старожилов. Огромное спасибо за это заведующей клубом Татьяне Валерьевне Гороховой. Кстати, ранее, до 1926 года, станция Осинки называлась Красная Горка. И это даёт повод для размышления: вероятнее всего, образование посёлка уходит в далёкие годы гонения на староверов.

Так вот о фильме. Старожил Зоя Макаровна Виноградова, ныне покойная, вспоминала, как по деревне под охраной водили пленных немцев на станцию для погрузо-разгрузочных работ. Надо сказать, что в то время на станции существовал лесопункт Семёновского леспромхоза. В годы войны там трудились в основном женщины. Пилили с корня двуручной пилой, обрубали сучки, раскряжевывали в размер. Доставалось же им, бедным! Также в лесопункте изготавливали оружейные приклады к автоматам и винтовкам. Лесопункт имел свои инфраструктуру, в посёлке были: хлебопекарня, баня, медпункт, детские ясли, школа, конюшня, магазин, пилорама, кузница, бараки для жилья, а также клуб с бюстами Ленина и Сталина при входе. Была столовая, поразившая моё детское воображение широкой лестницей и деревянными колоннами внутри помещения.

После войны в лесопункте появился гараж с автомобилями. Тогда мой отец Василий Ильич Горохов вместе с Петром Савельевичем Павловым были направлены в Лысковскую автошколу на обучение. Вспоминаю автомобили ЗИС-5 и ЗИС-100. А в клуб приезжал киномеханик и крутил кино. Также на запасные железнодорожные пути подавался вагон-клуб, где тоже показывали фильмы.
Мне, малому, запомнились штабеля леса, погрузка его вручную: женщины тянули тяжеленные бревна веревками. Вспоминаю, как мама долго не могла уснуть, так сильно болели руки после погрузки. Тяжёлый труд! Но страна восстанавливалась после войны, и лес был нужен в народном хозяйстве.
Подрастало поколение послевоенных детей. Срочно требовалась новая школа. Силами лесопункта была построена начальная школа, но летом 1957 года она сгорела после удара шаровой молнии. Надо отдать должное руководству района и леспромхоза, ведь 1 сентября мы всё-таки пошли в новую школу.
Но вот ликвидировали лесопункт, и посёлок стал угасать. Не стало ни гаража с автомашинами, ни пекарни, ни бани, ни яслей, ни столовой, ни пилорамы. Остались лишь магазин, бараки и школа. Бараки ветшали, люди уезжали, а через два десятка лет закрылась и школа. Со временем закрыли станцию, убрав запасные пути со стрелками. И стали мы называться – платформа Осинки.

А потом началась газификация северных районов, газ провели от Толоконцева до Семёнова, а Осинки обошли стороной, сделав прокол через железную дорогу в двух километрах от посёлка. Я так понимаю, сочли его бесперспективным.
Сейчас, насколько я знаю, у нас проживают две бывшие труженицы леспромхоза, которым по 95 лет. Они не пользуются благами цивилизации, как и многие труженики той поры. Вот и получается, что фразу «никто не забыт, ничто не забыто» можно произносить только с сарказмом.
А я хочу сказать спасибо моим землякам. Низкий поклон за ваш самоотверженный труд в военный и послевоенный периоды!

Александр ГОРОХОВ
Фото из семейного архива


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle